Левый клуб
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Левый клуб

Клуб для тех, кто не боится оказаться не правым
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Что делать с Кавказом?

Перейти вниз 
АвторСообщение
Reihskanzler

Reihskanzler


Сообщения : 30
Дата регистрации : 2011-02-04

Что делать с Кавказом? Empty
СообщениеТема: Что делать с Кавказом?   Что делать с Кавказом? Icon_minitimeПт Мар 11, 2011 6:35 pm

http://odnakoj.ru/magazine/main_theme/chto_delatq_s_kavkazom/
Что делать с Кавказом?

Попытка создания политической повестки

Что делать с Кавказом? 35_Zaxodnik-5
Александр КУКУШКИН


Есть в России тема, которую многие готовы обсуждать, но за которую лишь единицы готовы отвечать. А именно: «Что нам делать с Северным Кавказом?»

Вариантов ответа всего три: подавить, развить, отпустить. У каждого из трех вариантов существуют как апологеты, так и противники.
Часто сталкиваясь с северокавказской проблематикой, смею утверждать, что мало кто понимает в полной мере, что же там происходит и какова природа пожара, который охватывает регион все сильнее и искры от которого уже долетают до «большой земли». В результате приходится констатировать беспомощность и запаздывание действий властей всех уровней, отсутствие у них внятной стратегии, которую можно было бы поименовать, например, кавказской политикой. Налицо ситуация цугцванга — каждый ход определяется не собственной волей и планом, но обстоятельствами. Поэтому и уцепились власти за очевидное — за что хотя бы можно отчитаться с трибуны и на страницах газет:

 за борьбу с экстремизмом и терроризмом, выражающуюся в спецоперациях, зачистках и режимах КТО. Дело верное — бюджетная поддержка силовикам гарантирована, ордена, медали, звания и карьерный рост обеспечены. Отчетность — сказочная. Журналисты любят показать трупы боевиков или ухватить камерой бойцов спецназа, разносящих вдребезги очередной дом;

 за инвестиционное развитие — денежные вливания в регион для так называемого туристического развития и строительства заводов, якобы способных спасти регион от безработицы. Так как никакой частный инвестор в здравом рассудке туда не пойдет, то спасение передается в руки общегосударственных миллиардеров кавказского происхождения. В итоге местные нувориши де-факто получают в ленное владение целые регионы СКФО (Дагестан, например);

 за борьбу с иностранным влиянием на Северный Кавказ в контексте геополитических споров за Большой Кавказ в целом и прилегающие к нему территории с проходящими или могущими пройти по ним нефтегазопроводами в частности. Тут дело беспроигрышное: говори про происки и геополитические интересы — все равно никто никогда не проверит, правда это или нет. А звучит солидно.

Отдельной графой стоит так называемая стабильность — основной тезис, который используют местные этно-политические кланы в диалоге с федеральным центром, когда им начинают задавать вопросы о коррупции, о воровстве бюджетов, о неразвитости и даже неуклонной деградации социальной сферы в регионе. Ассигнования на стабильность — давняя и очень доходная для местных статья доходов. Стабильности на Кавказе тем временем все меньше, а денег, на нее выделяемых, все больше. Прикинем на глазок, во что обходится государству эта стабильность.

Прошлогодние федеральные дотации, субвенции и трансферты шести северокавказским республикам, а также расходы, осуществленные в рамках различных федеральных программ, составили 244 млрд рублей.

Содержание объединенной группировки войск на Северном Кавказе и прикомандированных дополнительных контингентов — примерно 180 млрд рублей. Налоги в федеральный бюджет, без учета доходов теневого сектора, в разы превышающих декларируемое, — примерно 36 млрд рублей.

Таким образом, в прошлом году «стабильность», а фактически содержание и кормление местной этнономенклатуры и силовиков обошлось государству примерно в 400 млрд рублей! Если бы, кстати, эти бюджеты передали в распоряжение полномочного представителя президента в СКФО (он же вице-премьер), то ситуация начала бы меняться в корне и сразу. А пока местные ходят в обход Хлопонина в Москву за выбиванием денег и политического ресурса, можно смело утверждать: беспредел во всех мыслимых формах на российском Кавказе будет не только продолжаться, но и усиливаться.

Центр стратегических исследований религии и политики современного мира совместно с Рабочей группой Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, а также журналом «Кавказская политика» предлагает свою версию кавказской повестки дня по нескольким ключевым направлениям: гуманитарному, политическому, экономическому, социальному и силовому (борьбе с терроризмом и оргпреступностью).

Наверняка, как это водится на Кавказе, многие с нами не согласятся. Но политическая повестка тем и хороша, что в нее можно и должно вносить коррективы и изменения. Потому что кавказская политика должна стать делом всех, кому небезразлична судьба Российской Федерации.

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

• Проблемы кавказской истории, множества исторических интерпретаций
Начиная с конца XVIII века Кавказ в целом и Северный Кавказ в особенности был ареной непрерывных войн. Это и борьба мировых империй (Российской, Османской, Персидской) за сферы влияния, и Кавказская война с отъездом части населения в Османскую империю (мухаджирство), и Гражданская война, и Вторая мировая война. Северный Кавказ пережил ссылку народов и их последующую реабилитацию. Все это породило множество разных исторических концепций и мифов, порой остро конфликтующих между собой. Создание единой истории Кавказа, не избегание, но объяснение и комментирование острых моментов — одна из важнейших задач российской власти.
•  Отсутствие развитого гражданского общества
Северный Кавказ остается местом постоянного нарушения прав личности, использования насилия для разрешения политических и экономических конфликтов. При этом в регионе искусственно создаются препятствия для деятельности правозащитных организаций. Создание механизма взаимодействия правозащитных организаций, силовых структур и органов государственной власти — одна из важнейших задач по преодолению правового беспредела и развития гражданского общества в Северо-Кавказском регионе.
 Невостребованность людей с высшим образованием
Большое число людей с высшим образованием и невозможность для большинства из них найти работу по специальности приводит к своего рода социальному перегреву. Человек с высшим образованием в большей мере склонен к поискам идеалов социальной справедливости, созданию альтернативных концепций справедливого общества, более склонен к крайностям националистического, политического, религиозного толка. Создание социальных механизмов инновационного развития в регионе и применение интеллектуального человеческого ресурса за его пределами — вот задачи, которые необходимо сформулировать и решить.
•  Отсутствие связи кавказской молодежи с российским культурным и гуманитарным полем
К сожалению, приходится констатировать, что межцивилизационная пропасть между исламской и неисламской частью общества в регионе расширяется. Такие же процессы происходят в системе образования, все меньше здесь преподают русский язык и литературу, кавказская молодежь все чаще ощущает себя чужой во внекавказском пространстве. Причинами этого стала пропаганда как кавказского сепаратизма, так и русского шовинизма. Выход из ситуации — в пропаганде ценностей единой многонациональной и многоконфессиональной нации, в приоритете гражданской идентичности над национальной и религиозной.
•  Отсутствие конкурентного и развитого общекавказского медийного поля
Зависимость региональной прессы от этноэкономических кланов, ведущих борьбу за ресурсы, создает видимость богатства медийного поля. При этом отсутствуют какие-либо общие региональные СМИ, решающие общефедеральные задачи. Между тем недружественные российским кавказским обществам иностранные медиаресурсы активно работают на всем пространстве Северного Кавказа. Решение задачи в том, чтобы как можно более оперативно способствовать созданию радио-, теле- и интернет-вещания политических и общественных программ, поддержки общекавказских газетных и журнальных проектов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

•  Понижение в регионе социального и политического статуса русского и русскоязычного населения
Естественное вымывание, а то и сознательное выдавливание русского населения из политической и экономической жизни региона приводит к формированию этнически ориентированной политической элиты, ставящей этнополитические задачи выше общегосударственных и даже выше региональных. Русские вытесняются в силовые структуры и начинают выполнять по отношению к региону исключительно карательно-силовую функцию. Необходима федеральная программа поддержки русского и русскоязычного (так называемого некоренного) населения региона, в том числе и придания русским статуса коренного народа Кавказа.
•  Узурпация власти этническими кланами
Власть в регионе давно уже принадлежит этническим кланам, ведущим борьбу за доходные места в экономике, доступ к распределению федеральных бюджетных средств, контроль над республиканскими силовыми структурами. Противодействовать этому можно перехватом инициативы в кадровой политике по линии федеральных ведомств для федеральной же власти и расширением институтов реальной представительской демократии на местах.
•  Отсутствие реальных институтов представительской демократии
Введение выборов на местном уровне по партийным спискам нанесло серьезный удар по стабильности северокавказских обществ. С одной стороны, региональная власть получила возможность дополнительного давления на общество, инструмент борьбы за бюджетное распределение, с другой — у системной оппозиции резко сократилось поле легальной политической борьбы, что передало инициативу в руки сторонников террористических методов политической дискуссии. Необходимо вернуть оппозиции в северокавказских обществах, в том числе и исламскую оппозицию, дать им возможность легально присутствовать в законодательных институтах власти на местах.
•  Этническое квотирование, распределение государственных постов
В некоторых республиках стало нормой незакрепленное ни в каких законах этническое распределение государственных постов по так называемому ливанскому принципу, кстати, оформленному в конституции Ливана. Пока, не имея альтернативы, федеральная власть соглашается и даже поддерживает это. В своем развитии эта практика приведет к формированию стабильных «этнических» госдолжностей и будет способствовать росту этнического отчуждения структур государственной власти в регионе от общефедеральных структур власти. Федеральной власти надо бороться с этой практикой. Лучший способ борьбы — развитие в регионе демократической политической системы.
•  Ставка федерального центра на «сильные фигуры» в республиках, отсутствие открытых демократических процедур
Реалии 90-х годов привели к появлению в регионе «сильных» политических фигур с практически неконтролируемыми федеральным центром силовыми, экономическими и политическими возможностями. С одной стороны, эта практика позволяет полагать, что в каком-то конкретном регионе идет «успешная борьба с терроризмом». С другой — зависимость стабильности от одного человека делает ситуацию крайне нестабильной. Необходимо усиление роли полпредства СКФО в деле решения не только экономических, но и силовых, политических задач.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

•  Безработица
Безработица является, наверное, самой известной проблемой Кавказа. Считается, что жители Северного Кавказа — потенциальные работники тур- и рекреационной индустрии. На самом деле безработица связана в первую очередь с перепроизводством трудовых ресурсов в экономической и гуманитарной сфере, невозможностью нормальных кредитов и инвестиций в мелкий и средний бизнес и отсутствием протекционизма в сельском хозяйстве. Туриндустрию как главное направление развития многие в регионе воспринимают как забавный анекдот.
•  Коррупция, бесконтрольное расхищение бюджетов
Почти двадцать лет, начиная с распада Советского Союза, регион существует за счет огромных инвестиций из федерального бюджета. Причем до народа эти бюджетные деньги в основном не доходят, становясь главным источником содержания этноэкономических, а по сути, криминально-политических, кланов. В некоторых республиках, при отсутствии доходных направлений экономики, построены настоящие дворцы местной знати, стоящие среди бедных, невзрачных городов. Источник этого богатства, как правило, бюджетные деньги. Выход из ситуации — в жестком контроле средств со стороны федеральной власти, развитии ею институтов народного контроля.
•  Невозможность серьезных инвестиций в регион
Есть немало примеров, когда инвестиционные предложения в регионе наталкивались на открытое мздоимство со стороны местных властей, предлагавших заплатить за вход на местный рынок. Конечно, подобная ситуация, к сожалению, характерна для всех регионов РФ, но на Кавказе она принимает особо дикий характер. Открытая система рэкета по отношению к доходному бизнесу (если он не является частью бизнеса этно-экономической группировки) — норма для некоторых республик Северного Кавказа. Выход — в создании системы защиты инвестиций на уровне аппарата полпреда СКФО.
•  Плохая дорожная инфраструктура
Дороги, на которые выделены за последние годы неимоверные средства, — ахиллесова пята Северного Кавказа. Трасса Ростов — Баку, являющаяся, по сути, частью стратегического транспортного коридора Европа — Россия — Закавказье — Иран — Персидский залив, не соответствует ни в какой мере своему высокому геополитическому предназначению. На некоторых участках (Махачкала — Дербент) она называется «дорогой смерти», на некоторых (КБР, Ингушетия) перекрыта блок-постами. Ремонт и строительство дорог местного значения (за исключением дорог в родовые села местной знати) практически не ведется. Выход — в стратегическом контроле дорожного строительства на Кавказе со стороны федерального центра.
•  Отсутствие возможности у федерального центра контролировать выполнение планов экономического развития
Реальный контроль за расходованием бюджетных средств в регионе практически невозможен из-за того, что местные элиты являются для федерального центра практически единственной опорой государственной власти. Контролировать их «по-взрослому» — неизбежно конфликтовать с ними, что приведет к эскалации насилия в регионе, к росту нестабильности. Получается своего рода замкнутый круг — нормальный контроль невозможен, не давать денег нельзя. Возможный выход — в решительных действиях хотя бы в одном регионе, в котором власть лояльна Москве в политическом смысле, а не с точки зрения своего интереса.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

•  Деградация социальной системы (школы, больницы и т. д.)
В советское время на Кавказе были созданы сотни школ и медицинских пунктов. Это стало мощным инструментом адаптации региона в политической системе страны. За последние двадцать лет большинство из этих социальных завоеваний исчезло. Это приводит к отдалению Кавказа от остальной части России, появлению автохтонных, не зависящих от федерального центра систем образования. Необходима федеральная программа поддержки образования и здравоохранения в труднодоступных регионах (не только, кстати, на Кавказе).
•  Земельные проблемы как следствие несовершенства российского законодательства
Столетиями проблемы так называемых общих территорий регулировались соглашениями негосударственных, но авторитетных структур (старейшины, местное самоуправление, национальные лидеры и т. д.). Государственные законы вмешались в эти сбалансированные схемы — механистическое исполнение 131-го закона привело к тому, что некоторые общие территории отошли в директивном порядке тем общинам, которым они никогда не принадлежали. Это породило возможность межэтнических конфликтов. Кроме того, закон о репрессированных народах и практика возвращения людей в 50—60-е годы из мест ссылки также создают опасность продолжения конфликтов. Выход — в усилении легальных общественных институтов для разрешения подобных ситуаций, специальной правоприменительной практике в регионе.
•  Межэтнические конфликты как следствие экономических конфликтов
Зачастую конфликты между этноэкономическими кланами приводят к использованию этнического и религиозного фактора в политике. Под прикрытием демагогической борьбы с чужим засильем или восстановления прав своего этноса решаются практические вопросы контроля над бюджетными или естественными ресурсами. Выход — в своевременном мониторинге и анализе происходящего, создании независимых от местных кланов федеральных СМИ кавказского региона.

СИЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

•  Терроризм
Социальная база террора, особенно основанного на радикальном религиозном мировоззрении, неуклонно растет, несмотря на бесконечные спецоперации и устранения лидеров боевиков. Это связано в первую очередь с отсутствием какой-либо внятной политики по отношению к оппозиции, с невозможностью для оппозиции, в том числе и исламской, действовать легальными способами, с невозможностью для многих людей с высокой самооценкой, высшим образованием и т. п. найти себя в предлагаемых государством на местах способах самореализации. Выход — в сочетании силовых мероприятий на правовой основе с широкими социальными и политическими реформами в регионе.
•  Непреодоленность ситуации выхода из абхазской, осетино-ингушской, двух чеченских, осетино-грузинской войны и еще ряда конфликтов
Две чеченские войны создали в регионе ситуацию перманентного насилия, десятки тысяч людей стали беженцами без гарантий восстановления своих гражданских и имущественных прав. Выросло целое поколение, которое уверено, что «прав сильный». Необходима работа по межнациональному общению молодежи, специальные программы психологической реабилитации, создание общекавказских интернациональных миротворческих структур.
•  Внесудебные похищения, пытки и казни подозреваемых
В некоторых регионах Северного Кавказа полностью отрицается право как таковое. Существует огромное количество свидетельств о применении самых жутких пыток с целью добычи показаний у задержанных, угроз и оскорбительных действий по отношению к женщинам, похищения подозреваемых и их последующей гибели. Некоторые из этих мер проводились в рамках так называемой профилактики по отношению к экстремистам, но, по сути, провоцировали новые витки террора. Выход — в открытом и честном сотрудничестве федеральных структур с правозащитными организациями, в расследовании каждого факта или обвинения в применении подобной практики.
•  Использование этно-экономическими группировками насилия и террора как способа борьбы за зоны влияния и ресурсы
Многие теракты, приписываемые правоохранительными органами радикальным террористам, на поверку оказываются спланированными и проплаченными этнокриминальными кланами. Зафиксированы случаи откровенного сотрудничества радикальных исламских террористов с криминальными структурами в деле устранения неугодного сотрудника госорганов или силовых структур. Есть подозрение, что этнокриминальные кланы заинтересованы в сохранении террористической угрозы как способа шантажа Москвы. Бороться с этим можно только открытостью в СМИ, бесстрашием в правовой ликвидации этнокриминальных кланов на Кавказе.


* Максим Шевченко — член Общественной палаты, руководитель Рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе.

Иллюстрация: Александра Кукушкина
Вернуться к началу Перейти вниз
?????
Гость




Что делать с Кавказом? Empty
СообщениеТема: 30.09.2010 18:42   Что делать с Кавказом? Icon_minitimeПт Мар 11, 2011 7:16 pm

Вариантов решения кавказских проблем теоретически действительно три: подавить, развить, отпустить. Пробовали отпустить, Хасавьюртовский договор подписывали. Получили необходимость перехода к варианту "подавить". Тоже не решение проблемы - после подавления надо же жить как-то. Вариант всего один - развить. Вариант долгий, не меньше 30-40 лет. К сожалению, ничего другого реального не имеется. Это наш, российский, крест. Крест сосуществования в условиях жуткого межцивилизационного различия. Проблема Кавказа - в самих кавказцах. Шевченко, от лица общественной палаты, предлагает развернутую программу стратегии по решению этой проблемы.
Программа тщательно структурирована. Конкретика сюда не выносилась, да и не нужно. А вот политическая воля, вкупе с военно-финансовыми и социально-идеологическими мышцами, очень нужна. И не на одного президента, а на нескольких. Результаты будут оценивать внуки и правнуки.
Вернуться к началу Перейти вниз
???? ???
Гость




Что делать с Кавказом? Empty
СообщениеТема: 03.10.2010 03:33   Что делать с Кавказом? Icon_minitimeПт Мар 11, 2011 7:17 pm

Развивать тоже пробовали. Так и остались все бандитами. Давить и давить.
Вернуться к началу Перейти вниз
?????? ?
Гость




Что делать с Кавказом? Empty
СообщениеТема: 02.10.2010 00:45   Что делать с Кавказом? Icon_minitimeПт Мар 11, 2011 7:19 pm

Никто не давил, по- большому счету давить надо всю Россию. Как вы думаете, за что Сталин высылал Кавказские народы???
Сегодня в России уничтожена базовая система для нашего государства система контроля за этносами, когда после окончания школы, ВУЗа, этносы распределялись по стране. Механизмы были самые разные при этом, в республики подселялись русские украинцы/грузины и армяне. В армии они бросались на большие расстояния (Дальний Восток Сибирь, Казахстан), в одном взводе не могло служить более 2-х Кавказцев.
Вы спрашиваете, что делать? Вы спросите, какие механизмы, за основу берите политику Сингапура или Малайзии. Есть очень интересный опыт СССР. На мой взгляд, регионом никто не занимается, а проблема растет, она уже есть в Москве, где есть этнические кланы и кварталы, она в Ростове на Дону, она в Ставрополе, она в Краснодаре. Вы не думайте уходить можно долго, а в конце русские разделят судьбу динозавров...
Второе сурово наказывать экстремистов и расистов русского происхождения. Бороться с диаспорами любыми на законодательном уровне. В СССР в каждой республике вторым человеком был русский или украинец (Татарстан, Казахстан, Башкирия Чечня и это не обсуждалось).
Второе унификация и укрупнение регионов, развитие высшего и среднего образования, ориентированное на отрыв от корней местных и расселения их в города. И никакой демократии и свободы, только дисциплина и порядок. Представители нерусских народов должны понять что служение и движение в пределах Российского государства - это выгодно и почетно, при Сталине они это понимали.
Это не проблемы Кавказа, это проблемы всей России. Пора решать их. Если потеряете Кавказ, то потеряете все, включая Подмосковье. Были слиты все республики много Россия наварила на этом? Сливать можно до бесконесчности, а нет только доуровня индейцев.
Вернуться к началу Перейти вниз
Marhus
Гость




Что делать с Кавказом? Empty
СообщениеТема: 29.10.2010 11:40    Что делать с Кавказом? Icon_minitimeПт Мар 11, 2011 7:20 pm

Силой вам несправиться с Кавказом , народ свободолюбивый и вам с вашими расуждениями этого не понять, по прастой причине -- что вы "холоп", и слабый, и рассуждаете как холоп, которому хозяин дал прут подержать... .
Столетняя война продолжается ,она теперь возгорелась с новой силой в руках идейных и чистых героев ,и при этом они несут собой свет прозрения, как для своего народа так и для той части справедливолюбивого русского народа (не паразитов).А если русский мужик не проснется и не последует за светом ,то в конце русские разделят судьбу динозавров это точно сказано!!!
Вернуться к началу Перейти вниз
??????
Гость




Что делать с Кавказом? Empty
СообщениеТема: 04.01.2011 22:50   Что делать с Кавказом? Icon_minitimeПт Мар 11, 2011 7:22 pm

У вас нет ничего, кроме завышенной самооценки.Что дает ваша цивилизации (исламская) миру? Ненависть,терроризм и ничего более. Где ваши ученые,ваши открытия?
Один слепой фанатизм."Выше чеченца только бог"? Так доказывайте это своим умом,знаниями.А метко стрелять и убивать умеют и самые дикие племена.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Что делать с Кавказом?
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Левый клуб :: На левой стороне :: Аналитика-
Перейти: